Меню
12+

Газета Красноармейского района Самарской области «Знамя труда»

17.12.2012 16:05 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск №116 от 11.12.2012 г.

Программа развития южной зоны

Автор: Владимир Чумак.
Недавно главы семи муниципальных районов южной зоны нашей области побывали с деловым визитом в республике Мордовия. Сегодня о кратких итогах поездки и сделанных из неё выводах нашим жителям рассказывает глава муниципального района Красноармейский Павел Михайлович Елин.

- Уважаемый Павел Михайлович, понятно, что каждый подобный визит совершается не только для того, чтобы посмотреть: «А как у них?», но и сравнить некоторые принципы и направления своей деятельности. И, конечно, взять на вооружение те механизмы, которые работают у соседей лучше, чем, скажем, в нашей области или в районе. Есть ли что позаимствовать?

- Конечно, за такой короткий срок многого мы не смогли бы посмотреть чисто физически. Поэтому для себя мы определили два направления, которые нашей делегации были интересны в первую очередь. Это межбюджетные отношения, а также состояние и перспективы развития животноводческой сферы в республике Мордовия.
Пообщавшись с главами сельских поселений и районов, мы увидели, что у них создана очень умная и правильная схема межбюджетных отношений, когда, начиная от администраций любого уровня, все работают, что называется, на «общий котел». А республиканская казна здесь очень сильно мотивирует деятельность всех инстанций.  Такая схема работает у них уже более десяти лет. Другими словами, чем больше денег нарабатывает сам муниципалитет, тем выше финансовая поддержка от республиканского правительства.
У нас, к сожалению, последние годы было всё наоборот. Чем больше мы пополняли свою доходную часть, тем меньше получали помощи из областного бюджета. То есть никакой заинтересованности районов в повышении доходной части бюджета в этом смысле не было. Условно говоря, продали мы газопровод на определённую сумму, и на эту же сумму нам уменьшают областные трансферты. Хотя очевидно, что должно быть ровно наоборот: чем лучше работает структура, тем больше должна быть ей помощь от вышестоящих инстанций. Это первый вывод, который мы для себя сделали.
Второй, касающийся животноводческой отрасли, заслуживает особого внимания. Благодаря разумной стратегии тогдашнего губернатора Мордовии Н.И.Меркушкина, регионального правительства, им удалось сохранить всё, что досталось республике от советского периода развития нашей страны. Всё до последнего телятника.
В нашей же области 90-95% колхозов и совхозов прошли процедуру банкротства. Это делалось с позволения вышестоящих инстанций, а иногда даже по инициативе работников областного правительства, как, например, в ЗАО «Заречье». К чему это привело, всем нам хорошо известно – теперь приходится начинать с нуля. Опять же в отличие от нашей области Мордовия участвует в нацпроекте по развитию животноводства, за счёт которого им удалось не только сохранить, но и модернизировать сельскохозяйственное производство, получив из федерального бюджета десятки миллиардов рублей.
В итоге они сегодня, имея в три раза меньше населения и значительно уступая нам по площади сельхозугодий, производят, как минимум, в четыре раза больше, чем в Самарской области, молока, а по производству и реализации яйца превосходят нас в десять раз. Более того, за эти годы они не просто модернизировали производство, не только построили новые животноводческие комплексы, но и создали глубокую комплексную переработку молочной, мясной и овощной продукции, позволяющую им уже сегодня работать в рамках ВТО и выходить с готовой продукцией на рынки Европы, что они сегодня успешно и делают. Мы же торгуем за пределами страны только подсолнечником и нутом, и всё.
Конечно, нам, главам, было любопытно, как там живут люди, такие же сельчане, как и мы. Не буду вдаваться в подробности, но у состава делегации сложилось впечатление, что самарская жизнь выглядит позажиточнее. Это подтвердили и главы, с которыми мы встречались. По крайней мере, это можно судить по уровню заработной платы. Если у нас считается, что, к примеру, доярка, получающая 15 тысяч рублей, это не совсем нормально, то там радуются и 9 тысячам. У нас через дом, если не каждый дом, покрыты современными кровельными и обделочными материалами, практически в каждом дворе имеются автомобили, причём большинство последних моделей. Там мы такого не увидели.
Но и другой вывод мы сделали для себя: работаем мы хуже, чем они, почти по всем показателям. Это нужно признать. Но главное — это то, что нужно определить пути, которые помогут нам двигаться вперёд в ближайшей перспективе. По общему мнению глав, побывавших в командировке, один из таких путей — разработка комплексной Программы развития южной зоны нашей области на 2013–2017 годы, о которой, кстати, мы говорили полтора-два года назад. Теперь её необходимость более чем актуальна.
Юг области обладает огромным потенциалом в объёмах сельскохозяйственных угодий, у нас есть большие резервы для областного каравая. По крайней мере, мы способны производить и реализовывать до 50% хлебных ресурсов нашей области. Мы имеем опытных, расторопных руководителей, грамотных агрономов, работоспособных механизаторов. То есть трудовой потенциал очень и очень большой, и нужно грамотно использовать его с пользой для села, района, области.
На сегодняшний момент под моим председательством создана комиссия из заместителей глав и начальников управлений сельского хозяйства районов, которая начала свою работу. Уже проведён ряд рабочих встреч, на которых мы определились по срокам, формату и содержанию Программы. Подготовлены предложения по резкому росту производства сельхозпродукции за счёт ввода новых мощностей, в первую очередь, молочного производства и по производству свинины.
Безусловно, очень важен также вопрос создания и развития социальной инфраструктуры, начиная от капитального ремонта и строительства инженерных сетей, доставшихся нам в наследство с колхозно-совхозных времён, ремонта и строительства жилья, внутрипоселковых дорог, клубов и так далее. Во всех районах эти проблемы существуют.
Могу сказать, что наши намерения поддержал губернатор Самарской области Н.И.Меркушкин, нашли мы понимание и у министра сельского хозяйства и продовольствия региона В.В.Альтергота. Кроме того, депутаты Самарской губернской думы В.Н.Троян и Г.Д.Светкина, в предвыборных речах которых эта программа занимала важное место, активно включились в нашу совместную работу. Как быстро всё получится, зависит от того, как скоро мы подготовим программу в целом по семи районам, в том числе, по каждому из них.

- Для реализации Программы нужны серьёзные деньги. Источники финансирования уже определены?

-   Сколько будет выделено денег под эту Программу, сейчас сказать не могу, потому как она ещё формируется. Но отмечу, что областное правительство готово совместно с администрациями районов решать вопросы по привлечению  денежных средств из федерального бюджета. Сюда добавляется, собственно, и сам бюджет региона, и не на последнем месте привлечение частных инвестиций. Кроме того, сегодня твёрдо можно говорить о том, что и областной  минсельхоз, и депутаты наши губернской думы должны защитить наши предложения в части повышения коэффициента на выделение субсидий на поддержку сельхозтоваропроизводителей из областного бюджета с учётом специфики наших южных районов.

- Почему мы не делали этого в прежние годы? Ведь если бы в своё время была избрана правильная стратегия, то не нужно было бы сегодня форсировать разработку Программы. А может быть, она бы вообще была не нужна?   

- Вопрос справедливый по сути. Мы с главами тоже задавали его себе. Пришли к выводу, что мешала общепринятая политика и позиция прежнего руководства области, о чём неоднократно говорил наш сегодняшний губернатор Н.И.Меркушкин. Тогда область взяла на себя новаторство в выполнении установок прежнего руководства страны, в частности, Б.Н.Ельцина, по срочному и немедленному внедрению рыночных механизмов экономики. Всё было направлено на то, чтобы перевести сельскохозяйственные предприятия на типовые формы КФХ по европейскому варианту. Нам говорили, что вот, к примеру, голландские фермеры кормят всю Европу. Было время, когда губернатор нашей области публично заявлял о ненужности птицефабрик, поскольку яйца можно привезти из той же Голландии. Мы «на низах» были противниками таких решений, но нас не слышали, а теперь, через 20 лет, на примере Мордовии видно, что линия, принятая прежним руководством региона, была, мягко говоря, ошибочной. Конечно, время назад не вернуть, упущены многие возможности. Но сейчас появились реальные шансы вывести и районы, и область на передовые позиции благодаря нашей Программе.

- Находится ли в Программе место нашему свинокомплексу? Насколько известно, есть протокольное решение совета директоров ООО «Доминант», в котором определено, что до 1 февраля 2013 года основная хозяйственная деятельность Общества будет прекращена.

- Действительно, такое решение присутствует. Областные инстанции помогают нам сегодня ему противостоять. Могу сказать, что на сегодняшний день у нас на 80% есть уверенность, что со следующего года свинокомплекс будет выкуплен юридическим лицом, реально работающим в этой отрасли, с намерениями довести до логического завершения стотысячник. Такая работа ведётся, идут переговоры, недавно с одним из инвесторов мы выезжали на свинокомплекс.
Замечу, что раньше мы «сражались» за комплекс в автономном режиме, а теперь, опять же благодаря Программе, мы получили ощутимую поддержку в лице областных властей. Они прекрасно понимают, что свинокомплекс для области, для района необходим не только с точки зрения увеличения производства свинины, увеличения количества рабочих мест и так далее. Это мощный рывок в области растениеводства, огромный рынок сбыта фуражного зерна, которого потребуется намного больше, чем произведено нашими хозяйствами, например, в этом году.
Помимо свинокомплекса, будем предлагать в Программу строительство животноводческих комплексов. В нашем районе планируем пока три по 800 голов коров: два в сельском поселении Колывань и один в сельском поселении Ленинский. Есть и другие предложения.

- Когда Программа начёт действовать?

- До конца декабря мы планируем завершить всю работу. Кроме самой разработки Программы, это — её защита в министерстве сельского хозяйства и продовольствия области, на заседании соответствующей комиссии губернской думы, и, в случае одобрения, рассмотрение Программы на заседании областного правительства. Вот примерно такие сроки и направления нашей совместной работы. Сейчас всё делается для того, чтобы Программа начала работать с 2013 года. Я уверен, что реализация этой Программа поможет значительно улучшить благосостояние наших жителей.
   

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

54