Меню
12+

Газета Красноармейского района Самарской области «Знамя труда»

11.11.2013 14:25 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск №102 от 01.11.2013 г.

Нам здоровье дороже всего

Автор: Е.Дёмина,
учитель начальных классов ГБОУ НШ с. Красноармейское.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста, поэтому педагоги ГБОУ НШ с. Красноармейское активно применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии не только во внеурочной  деятельности  и  динамических паузах,  но и в учебном процессе. В этот возрастной период идет бурный рост и становление организма ребенка, и двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Ведь длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.
Педагоги школы учитывают, что в начальной школе в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Поэтому умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты для работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза. Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Они детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
В семилетнем возрасте опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого является осанка. Осанка – это приобретение человеком в ходе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно- двигательного аппарата. Педагоги следят за соблюдением гигиенических норм, так как их несоблюдение, неправильная посадка, не соответствующие  возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушению осанки. Серьёзным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.
При работе с учащимися младших классов особое внимание уделяется упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Установлена  также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса – от 3 до 5 минут 20 секунд (Н.Н. Куинджи), в 4-ом классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут. Поэтому веселая  пальчиковая гимнастика в перерывах между письмом приносит не только положительные эмоции, но и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» — массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
    Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.  Педагоги нашего учреждения применяют на своих уроках различные упражнения, разработанные специалистами по охране зрения. Они снимают зрительную нагрузку, что является профилактикой развития близорукости у младших школьников.  Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Это расширяют зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
     Большое внимание уделяется рассаживанию учащихся. Рассаживая детей, учителя  принимают во внимание состояние здоровья учащегося, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживать ближе к доске, более рослых – за последующие  парты.  Один раз в месяц  ученики меняются местами, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.
Таким образом, работа педагогического коллектива нашего учреждения по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, направлена не только на профилактику и сохранение здоровья обучающихся, но и на его укрепление.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

28