Меню
12+

Газета Красноармейского района Самарской области «Знамя труда»

18.02.2013 15:57 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск №12 от 15.02.2013 г.

Помнить, нельзя забыть

Автор: Ученики 8 класса ГБОУ СОШ с. Андросовка.
Память

В истории нашей страны много «белых пятен», о которых  почти не писали в учебниках, газетах, о которых руководство страны умалчивало. Одним  из таких событий явился страшный голод 1921 года, поразивший значительную часть страны, в том числе и наш край — Среднее Поволжье.
Обратиться к изучению этого периода истории нас заставило открытие, которое мы сделали для себя в этом году:  на сельском кладбище села Андросовка находится яма, в которую в последнее время стали выбрасывать мусор с убираемых могил. Оказывается, эта яма, как рассказали нам старожилы села,   является местом массового захоронения жертв голода 1921 года.
Исследуя и анализируя различные источники, мы пришли к выводу, что причин этого явления было множество: жестокая засуха 1921 года — от засухи погибло около 22% всех посевов (в некоторых районах урожай не превышал количества семян, затраченных на посевную);  разрушительные последствия Гражданской войны; проводимое большевиками уничтожение частной торговли и денег (продразвёрстка и военный коммунизм); в довершение пришли холера, сыпной тиф.
   Ещё летом 1921 года люди поняли, что урожая не будет.  Всё лето не было дождей, да к тому же на посевы напала саранча. Стало ясно, что собранного урожая едва хватит до зимы. Многие хозяйки стали заготавливать траву. Есть приходилось разные виды трав: лебеду, полынь, «перекати-поле» и другие. Из нее пекли лепешки, варили кашу. Но и этот «продукт» был не у всех.  Жительница нашего села Редина А.Г. рассказала, как к ее матери часто наведывалась женщина, просила вылизать котелок, в котором в семье варили травяную кашу. Отмечались случаи людоедства. Не миновал этот страшный факт и наше село.  Пропадали люди, женщину, уличенную в убийстве и поедании собственных детей, закрыли в амбаре, в который свозили умерших. Там она и скончалась. В информационной сводке ГПУ по Самарской губернии от 3 января 1922 года читаем: «… Наблюдается голодание, таскают с кладбища трупы для еды. Наблюдается, детей не носят на кладбище, оставляя для питания…».  Чтобы сколько-нибудь улучшить питание, резали и поедали последних коров и лошадей, и без того обречённых на гибель от бескормицы. Заболевания и смертные случаи на почве голода всё учащались, наибольших масштабов они достигли к весне, когда все скудные запасы иссякли, когда не стало ни лебеды, ни мякины, скотина или ушла на питание, или погибла от голода.
Для борьбы с голодом 18 июля 1921 года при ВЦИК была создана Центральная комиссия помощи голодающим. Был объявлен сбор продовольствия, одежды, медикаментов. В районах, не пострадавших от засухи, была проведена продналоговая кампания, позволившая организовать питание голодающих и провести осеннюю 1921 года и весеннюю 1922 года посевные кампании в неурожайных губерниях.
Советское правительство, не имея возможности помочь всем голодающим, обратилось за помощью к общественности зарубежных стран. Благотворительная гуверовская Американская администрация помощи (АРА) кормила около 10 миллионов человек. Благотворительная столовая была открыта и в нашем селе. Многие из тех, кто еще имел силы ходить, выжили благодаря  тем порциям кулеша,  которые получали в этих пунктах питания.
К движению помощи голодающим в России примкнули многие деятели науки, искусства, культуры зарубежных стран. Сбор средств рабочими разных стран  организовал Международный комитет рабочей помощи (Межрабпом),  его усилиями в Россию было отправлено более 3 миллионов пудов продовольствия.
 Но эти меры не смогли предотвратить массовую гибель людей.  Учёные пишут о 5-8 миллионах человек. Потери в период голода трудно определить, поскольку никто не занимался подсчетом жертв, официальные акты о случаях голодной смерти не составлялись.  (В архиве отдела записи актов гражданского состояния нашего района  отсутствует книга регистрации актов о смерти по с. Андросовка за 1921 год, хотя за более ранний и поздние годы такие материалы есть). О количестве смертей  можно судить на основании  отрывочных сведений по Пугачевскому уезду, к которому относилось наше село: «В Сухо-Вязовской вол. с июня по октябрь от голода умерло 58 чел. (взрослых). В с. Мокша с июня по октябрь от голода умерло 200 человек  и 1200 человек уехало в урожайные местности.  Из с. Пестравка телеграфируют, что по району ежедневно умирает по 60 и более человек; в дальнейшем «смертность угрожает в непостижимых размерах».    
Обессилившие люди уже не  могли самостоятельно захоронить близких. В нашем селе, как и во многих других,  были отведены места для сбора покойников. Их периодически вывозили  и  складывали в общую могилу, присыпая снегом, не закапывали, так как знали, что это не последние.
«В первые годы, когда голод отступил, на могилу приходило много людей, которые приносили  то, чего так не хватало погибшим: хлеб, плюшки, булочки. Потом всё меньше людей стало приходить. А могила, она же только сверху была засыпана землёй, она постепенно оседала, провалилась и превратилась в яму, заросшую бурьяном, — воспоминала Редина А. Г., — шли годы, десятилетия, и постепенно это ужасное событие стёрлось в памяти людей».
Прошло более 90 лет со дня того трагического времени.  Память людей, как та яма на сельском погосте, стала проваливаться, зарастать бурьяном. По-видимому,  власти не  хотели  напоминаний о том, что не смогли предотвратить  в XX  веке ужаса голода, сопоставимого по числу жертв со средневековыми эпидемиями. Но почти в каждом   городе центральной Европы стоят чумные столбы как напоминание о трагедии, а о миллионных жертвах  голода не напоминает ничего, места захоронений заброшены. Музей голода в Самаре просуществовал до 1925 года, затем был закрыт, а материалы рассекретили только в  90–ые.
Наш долг, гражданский, нравственный, духовный — увековечить память о десятках, может быть, сотнях наших односельчан, в страданиях принявших смерть от лютующего голода. Для начала необходимо  хотя бы привести в порядок братские захоронения, которые есть, наверное, в каждом селе нашего района.
Надеемся на поддержку в этом начинании  руководства района, глав сельских поселений, всех жителей Красноармейского района.


P.S.
Выражаем благодарность  жителям села Андросовка,  передавших нам  воспоминания своих родителей о голодном 1921 годе. Сбор свидетельств продолжается, поэтому будем признательны всем, кто поможет восстановить картину трагедии  в селах нашего района, особенно в селе Андросовка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

51