Воспитание творчеством
Возросший интерес к национальной культуре – яркая примета нашего времени. Актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.
Декоративно-прикладное искусство, фольклор, устное народное творчество органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Они содержат в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесли до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Известна истина: что заложено в начале жизни, то остаётся в человеке навсегда. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное, была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Воспитание — работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.
С возрождением народных традиций мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Проблема ценностной ориентации в воспитании патриотизма у молодого поколения остро встала в связи с социально-экономическими преобразованиями в России, с развитием рыночных отношений. В современных условиях радикальной трансформации общественных отношений, вызванной утратой духовно-нравственных ценностей и ориентиров, все более возрастает значение потенциала народной педагогики как фактора реализации национальной концепции воспитания.
Молодое поколение, погружаясь в мир народной культуры и усваивая ее ценностно-нормативный пласт, органичнее, естественнее и конструктивнее реализует себя в других этнокультурных средах. Патриотическое воспитание формирует системное качество личности, позволяющее осознавать индивидуальность и одновременно ощущать себя частью общности «мы» — народа, страны, мира. Постижение подростками этнокультурных традиций и ценностей активизирует формирование индивидуально-личностных смыслов жизни, способствует духовно-нравственному самоопределению личности, обеспечивает молодого человека адаптационными ресурсами для успешной социализации и самореализации в сфере образовательной и культурно-досуговой деятельности.
Однако сегодня педагогические резервы этнокультурных традиций как средства патриотического воспитания подрастающего поколения не используются в полной мере как в практике учреждений образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности. В современном образовании недооценивается роль преемственности этнокультурных традиций, что в конечном итоге тормозит развитие национальной культурной самобытности региона. Культурно-досуговые учреждения, работая в жестких условиях рынка, все больше специализируются в русле зрелищно-развлекательных программ.
Как же нам всем – и педагогам, и молодым родителям – сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. А это терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности, вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Отрадно, что в нашем районе созданы благоприятные условия для творческого развития подрастающего поколения и формирования их духовного развития. Остается только нам, взрослым, быть более активными в пропаганде и популяризации народных традиций, значение которых в современном мире общепризнано.
Как педагог и руководитель детского ансамбля русской песни «Веснушки» хочу отметить, что дети с удовольствием погружаются в мир традиционного искусства. И у них есть масса возможностей реализовать свои таланты и умения. В Культурно-Досуговом центре п.Ленинский, в филиале Детской музыкальной школы, в Красноармейском МКДЦ проходит немало мероприятий, направленных на сохранение народных традиций. Это и ежегодные, ставшие уже традиционными, фестивали народного творчества «Красные маки», «Майская вишня». В этом году стартовал впервые в нашем районе масштабный, открытый муниципальный фестиваль «Гармонь моя, говорушечка» им. Драгунова И.Г., областной фестиваль «Золотой ключик» в с. Павловка, где дети, наряду со взрослыми коллективами приняли активное участие. Это очень радует, поскольку деятельность и активное участие любого коллектива в подобных праздниках доказывает его востребованность, возможность реализовать себя и далее развиваться. А главное — это ощущение причастности к сохранению своей культуры, её возрождению.
Творческое приобщение детей к народным традициям может оказать серьезное воздействие на формирование нового общественного сознания, предотвратить нравственную и духовную деградацию, развить творческий потенциал личности и национальное самосознание. Ведь не хлебом единым жив человек. И как бы ни банально звучала эта истина, лишь культурный и образованный человек сможет активно участвовать в творческом процессе возрождения национальной культуры и вхождения ее в мировую цивилизацию.
Возрождение культуры – дело поколений, разрушение – дело дней, часов, минут… Начинать надо сегодня, немедленно. Начинать надо в семье, в школе, в родном селе.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.