Школьные музеи – центр патриотического воспитания
В рамках туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество» в конце октября 2015 года на базе ГБОУ СОШ с. Волчанка состоялся областной семинар по патриотическому воспитанию школьников для работников ОУ м.р Красноармейский.
В системе воспитательной работы это значимое мероприятие, потому что согласно программе семинара должен быть урок мужества « Живое слово о войне» для учащихся 6-11 классов.
Но все по порядку.
10:00. Заливистый звонок зовет всех на общешкольную линейку. Директор школы Альховская Мария Анатольевна сообщает собравшимся , что сегодняшний день необычный, в школе много гостей : учащиеся ГБОУ СОШ п. Алексеевский и учащиеся Арсентьевского филиала нашей школы , руководители школьных музеев нашего района , а еще легендарные люди из Самары, из общественной организации ветеранов войны и военнослужащих. Поприветствовав собравшихся , хозяйка школы кратко рассказала гостям историю возникновения села Волчанка и православного храма и , обратившись к ученикам , посоветовала им внимательно слушать то, о чем будут говорить с ними уважаемые ветераны. Затем Мария Анатольевна передала слово Огаревой Галине Алексеевне, руководителю областного детско-юношеского центра туризма и краеведения. Она представила уважаемых ветеранов: Хохлунова Н.П, Сергеева А.И, Тихонову Л.И . А глаза ребят горят , в них восторг и восхищение , столько наград на груди этих людей из легенды.
После линейки школьники приняли активное участие в проведенном гостями-ветеранами уроке мужества. Да, да, на самом деле ребята были активными участниками этого необычного урока , они не только слушали, но и задавали вопросы, высказывали свое мнение. В том , что урок мужества не оставил ребят равнодушными , можно убедиться по их отзывам.
Негодяев Вадим :
--- Перед нами , одиннадцатиклассниками , выступал Хохлунов Н.П
Как увлеченно рассказывал он о своей профессии летчика. Благодаря ему я еще больше укрепился в мысли : хочу стать военным , эта профессия мне по душе.
Бугаев Леша:
--- Мы узнали историю жизни одного очень сильного, волевого человека. Несмотря на то, что у него не было пальцев на обеих руках, он нашел себе применение : шил одежду, рисовал, не был в тягость своей семье.
Шишманова Кристина, Головина Юля:
-На уроке мужества нам напомнили о годах Великой Отечественной войны, о том , как подростки помогали взрослым приближать день Великой Победы. Наши ровесники , пионеры , собирали сведения о фашистах, на оккупированной территории укрывали раненых , помогали им.
Параллельно с уроком мужества проходила вторая часть семинара. Огарева Г.А познакомила руководителей школьных музеев с методическими рекомендациями по деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений . Участники семинара убедились в том , что в школах нашего района накоплен уникальный опыт по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Именно об этом шла речь в докладах Ардашниковой Юлии Александровны и Кокоревой Галины Александровны , учителей ГБОУ СОШ п. Алексеевский «Патриотическое воспитание детей в системе воспитательной работы школы» . Пока нет музея в этой школе, но есть желание его создать, есть материалы , экспонаты уже есть , значит , и музей будет- это коллективное мнение учителей и учащихся было высказано на семинаре директором этой школы Зиминой Лилией Владимировной . Педагог ОДО «Родничок» ГБОУ СОШ с.Волчанка Губарева Марина Павловна в своем выступлении поделилась опытом работы по формированию у воспитанников любви к своей малой родине , бережного отношения к краеведческим традициям. Руководители школьных музеев ГБОУ СОШ с. Волчанка Мишустина Валентина Алексеевна и Назарова Вера Васильевна рассказали о том , что школьные музеи занимают достойное место в образовательном пространстве, ведь они имеют только им свойственные музейные технологии , способствующие повышению образовательного уровня школьников, реализации личностного потенциала обучающихся. Гужина Татьяна Валерьевна , методист СП центра детского творчества, поблагодарила участников семинара за плодотворную работу , проводимую через школьные музеи по нравственному воспитанию школьников. Ведь что такое школьный музей сейчас? Это центр краеведческой работы , объединяющий деятельность всех участников образовательного и воспитательного процессов . Изучение истории своей малой родины становится основой для многоаспектного развития личности учащегося, создает тот нравственный стержень , который помогает юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души , богатые национальные традиции предков. Феномен школьного музея состоит в том , что его образовательно-воспитательное влияние на детей проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Вот так плавно в своем выступлении Татьяна Валерьевна перевела теоретическую часть семинара в практическую- экскурсию в школьный музей « Память». Провели ее «штатные» экскурсоводы Головина Юля, Шишманова Кристина, Лыков Илья , Султанов Султан , Мурзабаев Серик , Савонин Ваня – учащиеся 9 класса и ученица 8 класса Агаева Сэхэр . Молодцы, ребята , уверенно, со знанием дела действовали , рассказывая по обновленным стендам музея об односельчанах, участниках Великой Отечественной войны , и односельчанах, награжденных за ударный труд в мирное время, о Герое Советского Союза Буцыкове Иване Ивановиче , кавалере орденов Славы I , II, III степеней Тепцове Константине Ивановиче, об участнике Парада Победы Терсикове Вениамине Григорьевиче, о бывшем ученике школы Фомине Алексее Николаевиче , погибшем в Чечне и посмертно награжденном Орденом Мужества. А еще экскурсоводы рассказали об участии школьников в акции « Солдатский платок» совместно с работниками местного КДЦ Губаревой Татьяной Юрьевной и Негодяевой Верой Ивановной . Гордостью музея является результат данной акции – полстены занимает солдатский платок , память о защитниках, ушедших на фронт из Волчанки . Участие в этой акции сплотило детей и взрослых , всем нашлось дело : родители принесли ткань , директор школы приобрела маркеры по ткани , ребята рисовали и писали на платках сведения об односельчанах , защитниках в годы войны, — и вот такое напоминание о войне появилось в нашем музее. Это наглядный пример , как уберечь детей от пагубного влияния улицы , как приобщать их к настоящему делу. Это и есть на практике воспитание патриотизма и ведущая роль музея в этом.
Подводя итоги работы семинара по патриотическому воспитанию школьников , участники были едины в том , что школьные музеи в настоящее время рассматриваются как содержательная среда и как инструмент образовательной и воспитательной деятельности, как инструмент социализации и самоактуализации личности школьника, включенного в сферу его деятельности. А урок мужества , доклады и обмен опытом работы , экскурсия в школьный музей – важные составляющие данного областного семинара.
В.А. Мишустина,
руководитель школьного музея « Память» ГБОУ СОШ с. Волчанка.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.