Меню
12+

Газета Красноармейского района Самарской области «Знамя труда»

05.01.2013 22:39 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

Наши дети

«Не то, что мните вы, Природа 

Не слепок, не бездушный лик.

В ней  есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

                                             Ф. Тютчев.

 

 

       Дошкольное  детство  является  фундаментальным этапом формирования основ экологического образования,  так как именно в этот период ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы,  а эмоционально-чувственная восприимчивость делает  этот  период основополагающим,  организация нравственно-ценных переживаний  — сочувствие  живому, заботы о нём,  удовольствие от совершения доброго поступка – способствует тому, что нормы  отношения к природе не просто узнают,  но и  «проживаются» ребёнком,  приобретают для него ценность,  обеспечивая тем самым формирование  мотива гуманистического  отношения  к миру.

       За последние  годы экологическое  образование в нашем ДОУ стало  одним из важных направлений . Те образовательные программы экологического  образования, которые  используют наши педагоги выделяют критерии, обозначающие те условия, которые необходимо создать в педагогическом процессе ДОУ для обеспечения тех или иных качеств развития ребёнка.

   Первым условием является использование инновационных педагогических технологий в области экологического образования дошкольников, а также высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями.

   Второе  условие  -  обогащение эколого-развивающей среды ДОУ, наполнение которой предоставляет ребёнку возможности для саморазвития.

     Наиболее традиционными экологическими пространствами в помещении и на участке ДОУ являются: групповые уголки природы, цветники, фруктовый сад.

  Эколого-развивающую среду обогащаем нетрадиционными экологическими пространственными такими, как:

        -  для формирования зимнего сада педагоги использовали принципы разделения помещения на климатические зоны: уголок пустыни, зона Крайнего севера, русское поле, лесная лужайка, подводный мир.

          Каждое животное, находящееся в зимнем саду располагается в своей климатической зоне: водные черепахи,  декоративные кролики, птицы, рыбки, хомячки и т.д.

          Рядом расположена мини-лаборатория «Любознайка», где дети могут заниматься  познавательно-исследовательской деятельностью ( элементарные опыты, экспериментированием). Мини-лаборатория оснащена различными пособиями, оборудованием, инвентарём,  литературой.

     Имеется зона релаксации, которая включает в себя эколого-оздоровительный центр фитобар «Рябинка».  Здесь находятся ионизатор  воздуха,  аудимагнитафон с записями звуков живой  природы.

          Территория детского сада имеет возможность широко представить природно-экологические объекты.

        На территории ДОУ созданы объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по ведущим направлениям: оздоровительное, познавательное, эколого-биологическое.

            -  Дорожка здоровья.

            -  Цветники ( клумбы, альпийская горка).

            -  Участок для привлечения птиц ( кормушки, домики).

            -  Экологическая тропа.

            -  Лечебница.

            -  Фруктовый сад.

       — Малые архитектурные формы – «Сельский дворик», «Пчелиная пасека»,  «Мишка сладкоежка», «Искусственный водоём с  рыбкой».

 

                                           Экологическая тропа

Одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями, насекомыми, местами их обитания, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в различных видах экологической деятельности. Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько игровое.

 

                           Содержание объектов экологической тропы

                                                 Альпийская горка

 

Альпийская горка – одна из самых интереснейших видовых точек экологической тропы.

Альпинарий, альпийская горка – всё это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.

На небольшом участке мы создали миниатюрную альпийскую горку с несколькими видами растений, которые радуют нас своим цветением до поздней осени.

 

                                                    Метеоплощадка

 

Для элементарного прогнозирования погоды на экологической тропе детского сада оборудована небольшая метеоплощадка, на которой установлено специальное оборудование, изготовленное своими руками. Ветряной самолет показывает силу ветра.

                                                         

                                      Участок для привлечения птиц

 

Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые. В борьбе с ними главная роль, безусловно, принадлежит птицам. Например, вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать насекомых там, где необходима их помощь – в плодовом саду.

Для птиц, зимующих в нашей полосе, мы разместили кормушки. Дети могут самостоятельно или с помощью взрослых проверять кормушки, добавлять свежий корм, наблюдать за птицами.

 

Педагоги стараются вести  работу так, чтобы наши воспитанники росли  жизнерадостными, эмоциональными,  чуткими,  внимательными по  отношению ко всему  живому.

Воспитатель Гребнева Е.Ю. имеет  высшую квалификационную категорию, организовала кружок,  который назвала «Чудо всюду».  Разрабатывая программу, она поставила  цель: научить ребёнка в обычном видеть  необычное, в привычном видеть прекрасное  является лауреатом Всероссийского  конкурса «Призвание – Воспитатель» за экологический проект «Наше дерево-рябинка «Алёнушка». Гребнева Е.Ю., Степанова С.И., Дежина Г.Н., Базарова Т.В. и многие другие  принимали участие во Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» по  экологическому воспитанию дошкольников в  условиях ДОУ и  получили Диплом -  лауреата.

Педагоги в своей работе используют новые формы экологического воспитания — это составление экологических проектов.

Воспитатель Гребнева Е.Ю. «Наше дерево – рябинка Алёнушка».

Воспитатель  Степанова С.И. « Белоствольная подруженька – берёзка».

Учитель-логопед Бобкова С.Н. «Любимые игрушки».

Воспитатель Дежина Г.Н. «Божья коровка – защитник садов и огородов».

Воспитатель Юлдашева Е.Е. «Не разрушайте  муравейник».

В ноябре 2012 года педагогический коллектив ГБОУ НШ с. Красноармейское структурного подразделения д/с «Чебурашка» приняли участие в окружном конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы «Детский сад года» в номинации «В гармонии с природой», в результате заняли II место  и стали лауреатами с вручением  Диплома.

Хочется пожелать удачи и творческих успехов этому замечательному коллективу, а особенно педагогам: Гребневой Е.Ю., Бобковой С.Н., Юхмановой Ж.О., Степановой С.И., которые защищали честь и достоинство нашего коллектива на конкурсе «Детский сад года».

 

В.Чаплыгина, руководитель ГБОУ НШ

 с. Красноармейское СП д/с «Чебурашка».   

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

307